autodealer.ru

Яндекс цитирования

Главная страница Написать письмо

 

Защита от угона: надежда, но не гарантия

 
Каждый день 20-25 жителей Северной столицы не находят своей машины на привычном месте
 

Защита от угона: надежда, но не гарантияВ прошлом году в Петербурге было угнано 8678 автомобилей, однако 8-му («автомобильному») отделу управления уголовного розыска ГУВД удалось довести до суда только 590 дел.
Профессиональные установщики противоугонного оборудования объединились в ассоциацию и вместе с милицией и страховыми компаниями пытаются дать отпор криминальному бизнесу.
Корреспондент аналитического журнала "Деловой Северо-Запад" Сергей Тачаев проанализировал ситуацию с угонами в Петербурге

 
В середине января известный медиа-менеджер Петербурга заглянул по делам в район Малой Охты. Защита от угона: надежда, но не гарантияВыйдя через 20 минут на улицу, он не обнаружил оставленный у дома свой белый джип Lexus LX470. Машина словно растворилась в воздухе. Автовладелец переживает, оставляя машину на ночь у дома или в ином неохраняемом месте. Считается, что лучший друг автовора – темнота. Однако эта аксиома была актуальной во времена СССР, когда личное авто считалось роскошью и было редкостью.

Сегодня угонщики, особенно дорогих машин, предпочитают работать в дневное время и в людном месте. Дорогие иномарки часто крадут, когда их владельцы обедают или ведут переговоры в ресторане или другом респектабельном месте. Современные системы сигнализации спасают не всегда: техническое оснащение преступников-профи позволяет считывать любой код. Их «кодграбберы» могут сканировать даже спутниковую охранную систему и завести автомобиль. Правда, сигнал SOS и маршрут движения мгновенно поступят на милицейский пульт.
 
Но мастера экстра-класса могут запеленговать и обмануть даже спутниковую систему слежения. Ведущие фирмы – установщики противоугонного оборудования честно признаются: «Угоняется все». Профессионалы советуют устанавливать на дорогую машину только комбинированную сигнализацию: механический запор плюс индивидуальная система GPS плюс творческий подход электрика.
 
Удовольствие это не из дешевых: установка «спутника» стоит 2-4 тысячи долларов плюс 60-70 долларов в месяц уходит за абонентское обслуживание, но владельцы дорогих иномарок идут на эти траты. Петербургские страховые компании, например, отказываются оформлять полисы автоКАСКО для машин стоимостью от 40 тыс. долларов без установки спутниковой системы в фирмах, которым они доверяют.
 
В конце прошлого года пять петербургских компаний объединились в ассоциацию профессиональных установщиков противоугонного оборудования (АПУ). Цель ассоциации – координация действий по поиску более совершенных систем защиты автомобиля от угона. Ассоциация располагает современным оборудованием, информационно-технологической базой и аналитической документацией. Члены АПУ работают в тесном контакте с 8-м отделом уголовного розыска и тщательно анализируют каждый случай угона автомобиля со спутниковой системой защиты. Специалисты не советуют устанавливать сигнализацию у дилеров, потому что их охранные системы поставлены «на конвейер» и легко считываются.
 
В 70-80-е годы, когда электронная защита автомобиля была в диковинку, владельцы советского «дефицита номер 1» спасались просто: блокировали педали стальными, а то и титановыми пластинами. Дедовский способ, как ни парадоксально, и сегодня защитит дорогую машину надежнее сигнализации за тысячу долларов. Охотники за джипами никогда не задерживаются на месте преступления более пяти минут и распиливать титан не станут.
 
Владельцам техники попроще оперативники советуют не оставлять ее без присмотра и сигнализации на улицах и во дворах. Лучшая защита – платная стоянка, владельцы которой гарантируют сохранность транспортного средства. В последние год-два участились кражи машин с площадок у гипермаркетов. Приехал, скажем, автолюбитель затовариться на неделю, увидел человека в униформе, руководящего парковкой, и расслабился – машина под надежной охраной.

Бывали случаи, когда водители вообще не закрывали двери и даже оставляли ключи в замке зажигания. На самом деле стоянки у гипермаркетов формально считаются неохраняемыми. Денег за парковку на них не берут, и это радует водителей. С другой, неприятной стороны, и материальной ответственности за сохранность автотранспорта парковщики не несут. В случае угона спросить будет не с кого.
 
Преступные посягательства на транспортные средства и водителей (формулировка Уголовного кодекса) бывают четырех видов: угоны, кражи, грабежи и разбойные нападения. Для обычного автовладельца угон автотранспорта и его кража – близнецы-братья. На юридическом языке они отнюдь не синонимы. Уголовный кодекс термин «угон» (статья 166 УК) классифицирует как «завладение транспортным средством без цели хищения». За такую «шалость», в принципе можно попасть за решетку на срок от 6 месяцев до трех лет, но судьи предпочитают выносить приговор с условным сроком.

Благосклонностью закона пользуются не столько подростки (на их долю приходится 5% угонов), сколько настоящие злоумышленники. Они без проблем доказывают, что «взяли машину покататься». Ведь злой умысел можно доказать только в момент передачи денег, и тогда угон переквалифицируется в «кражу» со сроком отсидки 5-10 лет.
 
Замначальника 8-го отдела УУР ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области подполковник милиции Борис Москаль считает 166-ю статью нонсенсом: «Взять машину «покататься» – это все равно, что «взять» чужой телевизор якобы посмотреть кинофильм, а затем отнести его на помойку». Правда, в конце 2005 года в Государственную думу был внесен законопроект, в случае принятия которого понятие «угон» может исчезнуть из УК и станет называться кражей.
 
Кража (ст. 158 УК) – самый распространенный способ автокриминала: машину угоняют для последующей реализации или разборки на запчасти. В то же время это самый «глухой» вид хищений транспорта. В прошлом году раскрыты только 2,2% преступления по этой статье. Подполковник Москаль отметил, что столь удручающая статистика связана с быстрой разборкой машины на запчасти: «Похищенную машину загоняют в ремонтный бокс и сразу «раздевают».

В Петербурге, например, второе место по угонам уверенно держат немецкие «Фольксвагены» и «Ауди». Эти модели в нашем городе очень популярны, запчасти к ним стоят дорого, что привлекает преступников».
 
Злоумышленники крадут машины не для того, чтобы кататься по Питеру. Украденный автомобиль, если не попадает в разборку, с поддельными номерами отправляется к конкретному заказчику. Покупатели, как правило, живут в других регионах. Питерский криминальный товар хорошим спросом пользуется на Северном Кавказе и в Украине. Новая «Шевроле-Нива» с чистыми документами, например, после угона в южные края продается за 7-8 тысяч долларов при номинале в 11-12 тысяч долларов.
 
Грабежи («открытое хищение автотранспорта», ст.161 УК РФ) и разбойные нападения («открытое хищение с применением насилия, опасного для жизни и здоровья водителя», ст.162 УК) в милицейские сводки попадают не так часто: чуть больше 200 случаев в Петербурге в прошлом году. Пугает другое: эти откровенно бандитские способы захвата чужой собственности применялись в 1,5 раза чаще, чем в 2004-м.
 
Защита от угона: надежда, но не гарантияНа крайние меры преступники идут, когда хотят присвоить дорогие джипы BMW X5, Toyota Land Cruiser и другие иномарки стоимостью свыше 50 тыс. долларов. Владельцы такой техники на сигнализации и надежном гараже не экономят, поэтому бандиты попросту выбрасывают их из машины. В прошлом году жертвами разбойных нападений стал 81 водитель.

Самый распространенный способ разбоя – «подставы» на дороге, когда потенциальная жертва вынуждена остановиться для разбора якобы ДТП. Угонщики гангстерского класса не боятся даже «бодаться» с инспекторами ДПС, когда те пытаются остановить подозрительную машину для проверки. Несколько раз в прошлом году погоня по питерским улицам даже заканчивалась стрельбой.
 
Специальный отдел управления ГИБДД и оперативники 8 отдела УУР ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2005 году разыскали и вернули владельцам 14543 автомобиля. Большая часть машин вернулась к хозяевам отнюдь не в «товарном» виде – преступники после выполнения «задания» или разборки просто бросали «железо» на обочине. В прошлом году удалось привлечь к уголовной ответственности всего 590 автоворов. Раскрываемость хищений автотранспорта, таким образом, составила чуть более 5 процентов.
 
Тем не менее, прогресс есть. Машины стали чаще возвращаться владельцам, для которых наказание вора – дело второе. Главное – вернулась собственность на колесах. Заместитель начальника отдела розыска УГИБДД подполковник милиции Николай Варич прогресс связывает с новой спецтехникой:

«Ежедневно на городские магистрали выходят 8 мобильных экипажей ДПС, оборудованных системой «Поток». Мозговой центр этой системы – видеокамера, которая считывает номера участников движения в потоке и сигнализирует о номерах машин, находящихся в угоне. Для полного контроля над дорогами нам необходимо 30 «Потоков». Конечно, опытный угонщик на трассу с «родными» номерами не выезжает. И все же благодаря «Потоку» в 2005 году удалось вернуть владельцам более 100 машин.
 
Сергей Тачаев
 
 
вернуться к списку информации к размышлению